Государственный «Военно-технический музей». Часть 2.

Государственный ''Военно-технический музей''. Часть 2.

Приглашаю продолжить прогулку по государственному «военно-техническому музею».

1. В третьем корпусе проводятся какие-то работы поэтому большая часть экспонатов находились под полиэтиленовой пленкой. Жаль — в этом корпусе были собраны редкие экземпляры (на мой дилетантский взгляд). На фото средний полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 разработан в 1936-37 годах на базе 3-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.11. Машина получила бронированный корпус, открытый сверху. У него была сварная конструкция (часть Sd.kfz.251 имели корпуса клепаной конструкции). После войны на базе Sd.Kfz.251 в Чехословакии был создан бронетранспортер OT-810, отличавшийся закрытым кузовом, измененной ходовой частью и дизельным двигателем Tatra.

2. Пожарный автомобиль Mercedes Benz L 3000S с цистерной, объемом 1000 литров. Автомобиль предназначался для доставки воды к месту пожара. Пожарный расчет располагался в кабине позади водителя. Год выпуска 1939-1944, выпущено 27700 единиц.

3. Колесный полноприводный артиллерийский тягач Morris Commercial C8 выпускали в Англии в эпоху знаменитого Премьер-министра Уильяма Черчилля. Эти машины активно участвовали в сражениях Второй мировой войны. Возможно, такой автомобиль водила или обслуживала будущая Королева Великобритании Елизавета II, в те годы служившая в армии автомехаником.

4. Самоходная артиллерийская установка на базе танка ИС — САУ ИСУ-152. Эта боевая машина была разработана конструкторским заводом опытного завода №100 (г. Челябинск) в июне-октябре 1943 и принята на вооружение РККА 6 ноября того же года. Серийное производство САУ ИСУ было развернуто на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе ВОВ практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии и сыграли важную роль в разгроме нацистской Германии и ее союзников. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались вермахтом и армией Финляндии.

5. Опытный образец самоходного комплекса на базе танка Т-72.

6. Гусеничная пожарная машина ГПМ-54 на шасси танка Т-54. Предназначена для тушения пожаров в экстремальных условиях с помощью воды и пены, а также транспортировки к месту пожара пожарных команд, пожарно-технического оборудования, огнетушащих средств, и для проведения аварийно-спасательных работ.

7. Выпускавшиеся в послевоенный период (до 1953 года) военные джипы ГАЗ-67Б использовались в том числе и в пожарной охране в качестве командирских машин. Их же применяли для буксировки прицепных помп. Иногда такие автопоезда применяли в объектовой пожарной части, на территории промышленных предприятий.

8. Citroen 45. Год производства 1933-1953, произведено 72432 единиц. В 1933 году компания «Ситроен» стала одной из ведущих автомобильных компаний и приступила к производству капотных автомобилей серии «45» грузоподъемностью 4.5т. Эти автомобили пользовались огромным спросом из-за высокой прочности и надежности. А колесная база послужила для создания школьных автобусов.

9. рузовики GMC 2.5т, год производства 1939-1944, выпущено 653000 единиц. Трехосные грузовики GMC 2.5t («Джимми») оборудовались стандартными для армии США буксирными приспособлениями. Часть машин оснащалась лебедками. Основным типом кузова была универсальная грузовая платформа, которую американцы называли Cargo. Кроме нее были самосвальные кузова (таже универсальная платформа, но с козырьком и гидроподъемником), цистерны для топлива и воды, компрессорные станции, фургоны различного назначения, подъемные краны и погрузчики авиабомб.

10. БТР-152. До Великой Отечественной войны на вооружении Красной армии стояли бронеавтомобили, которые в разговорной речи звали броневиками. С учетом опыта боевых действий Первой мировой и Гражданской войн броневики планировали применять непосредственно в бою подобно легким танкам. Вторая мировая война, которую нередко зовут «войной моторов», показала, что бронеавтомобили по многим параметрам проигрывают танкам, зато армия остро нуждается в несколько ином типе колесных или гусеничных бронированных транспортных средств — бронетранспортерах (БТР). Это грузопассажирские машины, предназначенные, прежде всего, для доставки личного состава, оружия и боеприпасов на место боевых действий, а также способные нести на себе различные виды вооружений и служить артиллерийскими тягачами.

11. БТР Scout car White M3A1. Этот легкий бронированный автомобиль повышенной проходимости олицетворял собой важную историческую ступень перехода от бронеавтомобилей к бронетранспортерам. Он предназначался прежде всего для военной разведки, и именно поэтому звался Scout — разведчик. Популярные в годы Первой мировой войны бронеавтомобили являлись самостоятельными боевыми единицами, подобными танкам, только на автомобильном шасси. Разведывательные подразделения пробовали использовать их в своих целях, но опыт оказался не самым удачным — все-таки бронеавтомобиль разрабатывали для решения совсем других задач. Его тесный бронекорпус плохо подходил для перевозки разведгруппы и ее вооружения. Проект создания специального автомобиля для фронтовой разведывательной группы не случайно впервые появился в США — стране, где в первые десятилетия ХХ века стремительно развивалась мощная индустрия массового производства недорогих легковых и грузовых автомобилей. Военный департамент США первым в мире сформулировал техническое задание на разработку бронированного автомобиля, специально предназначенного для доставки и эвакуации разведгруппы и ее вооружения, при этом обладающего способностью прикрыть разведчиков огнем.

12. Тягач Diamond T969A 6×6 Truck — американский транспортер, предназначенный для буксировки с поля боя в ремонтные части поврежденной техники: различных автомобилей, БТР, легких и средних танков. Грузоподъемность шасси была не очень высокая — 4 тонны, зато за собой тягач мог буксировать машину массой до 12 тонн. Две стрелы кранов позволяли приподнять переднюю или заднюю часть поврежденного транспортного средства, устойчивость при подъеме обеспечивали установленные позади кабины грузовика выдвижные опоры. Представленный в музее комплектный рабочий эвакуатор Dimond-T на сегодня является единственным грузовиком этой марки в Европейской части России.

13. БТР-40. Созданием колесной бронетехники на Горьковском автозаводе занималось Специальное конструкторское бюро, для секретности носившее название «Бюро серийных автомобилей», которое в 40-е годы возглавлял Владимир Алексеевич Дедков. Прототипы двухосных полноприводных бронеавтомобилей ЛБ-62 были построены там еще перед Великой Отечественной войной. Но только появление в серийном производстве двигателя ГАЗ-51, агрегатов трансмиссии и мостов ГАЗ-63 в первые послевоенные годы открыло дорогу к созданию зрелой конструкции небольшого внедорожного автомобиля с легким, но прочным бронекорпусом.

14. Зенитный прожектор Siemens Flakscheinwerfer 37 — 150 см изготовлен в 1939 году в Германии. В начале 30-х годов руководство Рейхсвера инициировало начало работ по созданию семейства зенитных прожекторов, которые должны были заменить модели, созданные еще в годы Первой мировой войны. В данное семейство входили прожекторы диаметром 60, 150, 200 см. 150 см. Прожектор, получивший обозначение Flakscheinwerfer 34, был разработан фирмой Siemens и был создан для подразделений, оснащенных тяжелыми зенитными пушками. По сравнению со 110-см прожектором, которому он пришел на смену, дальность действия выросла с 4 до 10 км. Для перевозки 150 см Flakscheinwerfer 34 использовали съемные тележки Sd.Ah.104, они же применялись для перевозки 88 мм зенитной пушки Flak 18. В походном положении прожектор устанавливался на четырехопорное основание.

15. Ford F60L Canada — двухосный полноприводный армейский 3-тонный грузовик, выпускавшийся в Канаде, но поставлявшийся в первую очередь в вооруженные силы Великобритании и стран британского содружества. По этой причине основная модель отличалась правым рулем. Компоновка автомобиля с кабиной над двигателем (иначе говоря, бескапотная) во времена Второй мировой войны еще встречалась редко. У данной модели кабина не откидывалась, а доступ к двигателю обеспечивала съемная крышка капота, находившаяся внутри кабины. Грузовики Ford принимали участие в боевых действиях практически на всех фронтах Второй Мировой войны, и получили репутацию надежных машин. Некоторые из них десятилетиями использовались после окончания войны. Помимо двухосных, существовали трехосные модификации. Часто на шасси таких Ford ставили специальные кузова-фургоны: радиостанции, ремонтные мастерские. Представленный в музее грузовой автомобиль Ford F60 два раза становился военным трофеем. Первый раз он захвачен немецкими войсками летом 1942 года в ходе наступления Африканского Корпуса под командованием фельдмаршала Эрвина Роммеля в районе Табрука (Ливия). Через Италию автомобиль вместе с пополнением попал на Восточный фронт в районе Харькова.

16. Этот грузовой автомобиль сыграл видную роль в истории Советского Союза по нескольким причинам. Во-первых, именно с ГАЗ-АА началось производство автомобилей на Горьковском автозаводе. Во-вторых, ГАЗ-АА — один из первых отечественных автомобилей, выпускавшихся на конвейере поточным методом в количествах, значительно превосходивших объемы производства всех прежних автозаводов Царской и Советской России. И, наконец, в-третьих ГАЗ-АА и его более поздняя модификация ГАЗ-ММ превратились в самый массовый грузовой автомобиль периода Индустриализации, а в годы Великой Отечественной войны эти машины стали одним из основных автомобилей Красной армии, одним из важнейших орудий и символов нашей Победы.

17. Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.01 разработан на шасси МАЗ-543(73101). Специально для этого автомобиля был спроектирован насос производительностью 60 л/с. Автонасос предназначен для тушения воздушных судов и сооружений в аэропортах. Автомобиль обеспечивает доставку боевого расчета, пожарного оборудования и огнетушащих средств; подачу воды и воздушно — механической пены из собственной или посторонней ёмкости; огнетушащего бромэтилового и порошковых составов; проведение работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа воздушного судна. АА-60 может использоваться при любых климатических условиях с температурой воздуха от -35 до +35 градусов по цельсию.

18. Состояние у него не очень — может подкрасят в будущем.

19. Макет 122-мм РСЗО «Град». Командование Советской Армии рассматривало систему БМ-21 «Град» как огневое средство дивизионной артиллерии. Но для поражения открытой и закрытой живой силы, а также боевой техники была разработана и принята на вооружение в 1974 году РСЗО «Град-1». Этой системой вооружались артиллерийские подразделения полкового звена. В состав «Град-1» входит пусковая установка, 122-мм неуправляемые ракетные снаряды, система управления огнем и транспортная машина.

20. Макет БМ-13 «Катюша» на базе ЗИЛ-157. «Катюша» — это народное название реактивных систем гвардейских минометов БМ-13, принятых на вооружение реактивной артиллерии 21 июня 1941 года. Многозарядность реактивной системы залпового огня (РСЗО) определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника.

21. Макет 220-мм РСЗО «Ураган» и ЗИЛ-135 ЛМ. Система «Ураган» должна была заменить несколько устаревший БМ-21 «Град». В результате разработки и внедрения новой системы управления полетом ракетных снарядов РСЗО «Ураган» по сравнению с градом точность «Урагана» по сравнению с «Градом» была увеличина примерно в 1.5 раза. ЗИЛ-135 ЛМ — советский 4-х осный военный грузовик. Был разработан как транспортный грузовик для буксировки артиллерии на СКБ ЗИЛ в начале 60-х. Машина оборудовалась двумя двигателями, установленными за кабиной. Каждый двигатель вращал колеса своего борта, что обеспечивало дополнительную надежность.

22. Шнеко-роторный вездеход ЗИЛ-4904 (слева) — уникальный экзотический тип внедорожных транспортных средств, разработкой которых занимались очень немногие компании в мире. Шнеки на машинах, заменяющие собой колеса или гусеницы, — это расположенные вдоль кузова машины горизонтальные цилиндры с небольшим конусом спереди и сзади. Наружную поверхность шнеков обвивают винтовые грунтозацепы. При движении шнеки вращаются, а грунтозацепы, как винты по резьбе, «вкручиваются» в то, что находится под машиной: грунт, снег, лед, воду, болото. Поворачивает машина за счет торможения правого или левого шнека, подобно тому, как гусеничный транспорт поворачивает за счет торможения одной из гусениц. Легкие полые или наполненные изнутри полимером (например, пенопластом) шнеки позволяют машине плыть по воде, пересекать такие гиблые места, где застревает или тонет любая колесная и гусеничная техника. Однако так как шнеки изготовлены из твердого материала, обычно из цветных металлов, вездеход на шнеко-роторном ходу абсолютно непригоден для дорог с твердым покрытием. По асфальту, бетону и даже щебню такую машину придется везти на эвакуаторе.

ЗИЛ-5901 ПЭУ-2 (справа) специальными автомобилями-амфибиями, предназначенными для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов космических кораблей, СКБ ЗИЛ, возглавляемое В.А. Грачевым, занималось с середины 60-х годов. Начиная с 1967 года, ЗИЛ штучно строил плавающие трехосные эвакуаторы спускаемых космических аппаратов ПЭУ-1 с крановой установкой в кузове. Под индексом ПЭУ-2 в СКБ разрабатывали эвакуатор увеличенных размеров, универсальную машину, способную одновременно везти на грузовой платформе спускаемый аппарат, а в многоместной пассажирской кабине — команду спасателей и вернувшихся на землю космонавтов, в том числе экипажи многоместных кораблей. Такое совмещение функций привело к созданию амфибии исполинских размеров длиной 11,665 м, шириной 3,275 м и высотой около 3 м. Постройку амфибии ПЭУ-2 с автомобильным индексом ЗИЛ-5901 завод завершил к 100-летнему юбилею В.И. Ленина 22 апреля 1970 года.

23. ЗИЛ-49061 Синяя птица. Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица», это последняя разработка, выполненная СКБ специальных автомобилей ЗИЛа при жизни В.А.Грачева, результат многолетних исследований и разработок универсальных транспортных средств, предназначенных для спасения экипажей космических кораблей. «Синюю птицу» создавали, когда за плечами накопился опыт испытаний и эксплуатации таких машин, как ПЭУ-1, ЗИЛ-5901 ПЭУ-2, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-4909 ПЭУ-3, различных плавающих модификаций ЗИЛ-135. Учет всех положительных и отрицательных результатов лег в основу окончательного варианта поисково-спасательного автомобиля, который и был принят к мелкосерийному производству. Ведущим конструктором семейства выступил Ю.В. Балашов, ведущим конструктором пассажирской модификации — В.П. Борисов, ведущим испытателем от лица СКБ ЗИЛа был В.Я. Воронин. Постройка ЗИЛ-5901 ПЭУ-2 показала, что нужен не огромный автомобиль, сочетающий качества грузовика для вывоза спускаемого аппарата и пассажирского внедорожного автобуса для вернувшихся с орбиты космонавтов, а два относительно небольших автомобиля — грузовой и пассажирский отдельно.

24. ЗИЛ-Э167. Задание начать проектирование пассажирского снегохода особо высокой проходимости для районов Крайнего севера Московский городской Совнархоз (так в годы правления Н.С. Хрущева назывались региональные органы хозяйственной администрации) выдал ЗИЛу в конце октября 1961 года. Но из-за того, что СКБ В.А.Грачева в то время было сильно загружено заказами и работами над семейством ЗИЛ-135, разработку снегохода удалось начать только через год, в октябре 1962-го. СКБ «долго запрягало, но быстро поехало» — на изготовление опытного образца ушло чуть более двух месяцев. К 31 декабря 1962 года машина была практически готова. Интересно, что Ведущим конструктором выступала женщина А.Д.Андреева. А после новогодних праздников в январе 1963-го огромный колесный снегоход уже наматывал первые километры по подмосковной снежной целине. Буква Э означала, что автомобиль экспериментальный, а число 167 просто взяли из штатного набора номеров моделей от 100 до 199, закрепленного за ЗИЛом. Если бы снегоход построили хотя бы в нескольких экземплярах, он бы утратил букву Э и стал бы просто моделью ЗИЛ-167.

25. БТР-60 — советский, колесный, четырехосный бронетранспортер выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе под руководством В.А. Дедкова с 1960 по 1976 год на оригинальной базе с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. Также БТР-60 выпускался на Курганском машиностроительном заводе с 1976 по 1987 год.

26. Бронетранспортер был создан для оснащения мотострелковых подразделений и замены в них устаревших БТР-152, от которого БТР-60 отличался улучшенной проходимостью, позволяющей ему следовать за танками на поле боя, и способностью плавать.

27. Самоходная пушка Гиацинт-С 2С5 152 мм. была разработана Пермским машиностроительным заводом и Свердловским заводом транспортного машиностроения. С самого начала работы велись в двух направлениях: создавались буксируемый и самоходный варианты пушки — «Гиацинт-Б» и «Гиацинт-С». Этим орудиям ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) присвоило индексы 2А36 и 2А37 соответственно. Оба варианта обладали идентичной баллистикой, а боеприпасы для них разрабатывались специально. В серийное производство «Гиацинт» и «Гиацинт-С» запустили в 1976 году, и они сразу начали поступать на вооружение артиллерийских бригад и дивизий.

28. Самоходная гаубица Мста-С 152-мм. «Мста-С» (индекс ГРАУ — 2С19) — современная советская и российская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц, изготовленная на базе ходовой части танка Т-80. Предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам противника в глубине его обороны. Может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности (7-8 выстр/мин). До сих пор находится на вооружении Российской армии.

29. САУ 2С7 «Пион» — советская самоходная артиллерийская установка, разработанная в КБ-3 Кировского завода в Ленинграде. Для самоходной пушки 2С7 Ленинградским Кировским заводом было разработано и изготовлено специальное гусеничное шасси (объект 216). Этот же завод производил окончательную сборку 2С7, артиллерийская ее часть поставлялась заводом «Баррикады» (г. Волгоград). Корпус представляет собой сварную конструкцию, которую поперечные перегородки делят на четыре отделения: управления, силовое, расчета и кормовое. В качестве силовой установки на самоходной пушке установлен V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-46-1, заимствованный от танка Т-72, снабженный системой турбонаддува. Ходовая часть выполнена на основе узлов танка Т-80. Основными снарядами САУ являются осколочно-фугасный снаряд и активно-реактивный снаряд. Также, к пушке разработан бетонобойный снаряд, спецбоеприпас с ядерным и химическим зарядами. 2С7 «Пион» оснащен двумя наблюдательными приборами ночного видения ТВНЕ-4Б, радиостанцией Р-123, средствами внутренней связи 1В116, противопожарной системой, фильтровентиляционными устройствами, системой обогрева. 203-мм пушку обслуживает расчет из 14 человек, из них 7 составляют экипаж самоходной установки и на марше размещаются в отделениях управления и расчета, а остальные — в сопровождающем установку грузовом автомобиле или бронетранспортере.

30. Самоходная гаубица Акация 2С3 152-мм. Работы по созданию 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» были начаты во второй половине 1967 г. одновременно с началом разработки самоходной 122-мм гаубицы 2С1. Разработка 152-мм орудия 2А33 для самоходной установки 2С3 были выполнены в ОКБ-9 под руководством первого заместителя начальника ОКБ В.А. Голубева. Общее руководство и создание непосредственно самоходной гаубицы было поручено Центральному конструкторскому бюро «Трансмаш» государственного объединения «Уралтрасмаш». Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 г. После испытаний и достаточно длительной доводки, которая была обусловлена прежде всего недопустимо высокой загазованностью боевого отделения при стрельбе, в 1971 г. самоходная установка была принята на вооружение Советской Армии. Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

31. Руки вверх 🙂

32. Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 Шилка 23-мм — советская зенитная самоходная установка, предназначенная для поражения низколетящих целей на дальности до 2500 м. и высоте 1500 м., а также наземных целей на дальности до 2000 м. Вооружение ЗСУ состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки на цель может осуществляется вручную, полуавтоматически и автоматически. В автоматическом режиме используется штатная радиолокационная станция. В СССР «Шилка» входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена. В настоящее время ЗСУ-23-4 состоит на вооружении зенитных частей в армиях России и Украины.

33. Макет 122-мм тяжелого танка ИС-2 — советский тяжелый танк периода ВОВ, разработанный на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ) в конце 1943 года. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943-1953гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы ВОВ вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире.

34. Ствол от 203,4-мм гаубицы Б-4, (её гусеничный лафет на заднем плане) на орудийной повозке Бр-10. (спасибо за информацию tri_tire_tochka)

35. Танк Т-34-85. Производство танка Т-34, вооруженного 85-мм пушкой, началось осенью 1943 года на горьковском заводе №112 «Красное Сормово». В литой трехместной башне новой формы устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т конструкции Ф.Ф. Петрова и спаренный с нею пулемет ДТ. Диаметр башенного погона был увеличен с 1420 до 1600мм. На крыше башни имелась командирская башенка, двустворчатая крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке закреплялся смотровой перископический прибор МК-4, позволявший вести круговой обзор. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливался телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама ПТК-5. Радиостанция размещалась в корпусе танка, а вывод ее антенны — на правом борту, так же как у танка Т-34-76. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели. Помимо Красной Армии в 1944-1945 годах некоторое количество танков Т-34-85 получили Войско Польское и Чехословацкий корпус.

36. МТЛБу (многоцелевой тягач легкий бронированный). С принятием на вооружение Советской Армии 100-мм пушки БС-З и 122-мм гаубицы Д-30 стал необходим бронированный тягач с низким силуэтом, с высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Однако созданная на Харьковском тракторном заводе машина оказалась настолько удачной, что вскоре тягач превратился в универсальную базу, на которой было построено целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин. На базе МТЛБ были созданы машины управления для различных родов войск, самоходно-артиллерийские установки и установки самоходных зенитных и противотанковых ракетных комплексов и даже авиатранспортабельные дорожно-землеройные машины.

37. О том, что все дело происходит в бывшем пионерским лагере напоминает статуя типичных пионеров того времени 🙂

38. ЗИЛ-ПЭУ-1. Эта машина стала первым серийным специальным транспортным средством для поиска приземлившихся спускаемых аппаратов космических кораблей, а если это пилотируемые корабли, то для спасения их экипажей. За встречу на земле вернувшихся с орбиты космонавтов в советское время отвечало командование Военно-воздушных сил. По инициативе С.П. Королева руководство ВВС в 1964 году выдало Специальному конструкторскому бюро ЗИЛа задание разработать поисково-спасательный автомобиль, сочетающий в себе абсолютную проходимости и авиатранспортабельность. 29 декабря 1964 года заместитель Главнокомандующего ВВС по вооружению утвердил тактико-технические требования к такой машине, а в начале 1965 года было сформулировано техническое задание. Острую необходимость выпуска универсальных спасательных машин подчеркнула аварийная посадка корабля «Восход-2» с космонавтами П.И.Беляевым и А.А. Леоновым 19 марта 1965 года. Система посадки вышла из строя, и спускаемый аппарат приземлился не в расчетном месте, а в труднопроходимом таежном районе. Космонавты ждали помощи двое суток. Первый рабочий экземпляр машины ПЭУ был построен только летом 1966 года. Работы над ней возглавлял Ведущий конструктор Г.И. Хованский. Новинку принимала правительственная комиссия, в состав которой входили космонавты Юрий Гагарин и Алексей Леонов.

39. ЗИЛ-49042. Эту машину, построенную в единственном экземпляре, следует считать переходной моделью от поисково-эвакуационных амфибий первого поколения ПЭУ-1 к основной модели ЗИЛ-4906/49061, известной, как «Синяя птица». Ее изготовление завершено 16 ноября 1972 года. Прежде всего, ЗИЛ-49042 разработали и построили, чтобы опробовать в работе новые, более легкие узлы и агрегаты. Автомобиль, ведущим конструктором которого выступил А.А. Соловьев, представлял собой типичную для СКБ ЗИЛа амфибию с тремя равно расположенными по базе осями, похожим на лодку водоизмещающим кузовом из стеклопластика на алюминиевой раме, независимой торсионной подвеской передних и задних колес, жестким креплением среднего моста. Силовой агрегат располагался сзади. Относительно небольшому автомобилю вполне хватало одного серийного двигателя ЗИЛ-130 со стандартным однодисковым сцеплением и обычной механической коробкой передач от ЗИЛ-131. Раздаточная коробка распределяла крутящий момент по колесам правого и левого бортов через бортовые передачи и колесные редукторы. Для штурма тяжелых участков бездорожья, межбортовой дифференциал, которым была снабжена раздаточная коробка, блокировался. Для движения на плаву служил водомет (на «Синей птице» вернулись к гребным винтам).

40. Огромный ЗИЛ-4972. Этот автомобиль появился в начале 90-х, когда, приспосабливаясь к новым условиям рыночной экономики, автозавод имени Лихачева пробовал освоить новые потребительские сегменты и привлечь новых заказчиков своих автомобилей. Например, одним из направлений поисков стали шасси для специальной техники, скомбинированные из узлов и агрегатов освоенных в производстве моделей. Идея создания серии грузовиков, первый прототип которых назывался ЗИЛ-132К, заключалась в том, чтобы совместить трансмиссию и ходовую часть специального автомобиля серии «Синяя птица» ЗИЛ-4906/49061 с кабиной и рамой обычного грузовика ЗИЛ. В октябре-ноябре 1992 года было завершено изготовление первого образца шасси ЗИЛ-132К, разработанного под руководством ведущего конструктора М.И. Сугробова. В отличие от «Синей птицы», новый внедорожник больше не был плавающим, но например, по сравнению, с ЗИЛ-131, у него ощутимо улучшились проходимость и маневренность. Интересно, что индекс ЗИЛ-132 ранее носило несколько различных опытных трехосных автомобилей 60-70-х годов с равно расположенными по базе мостами.

41. Опытный многоцелевой армейский плавающий автомобиль ЗИЛ-132А. Машина была изготовлена в одном экземпляре, в серию не пускалась и являлась единственным автомобилем, который был унифицирован с семейством поисково-эвакуационных установок ПЭУ, которые разрабатывались еще с 1965 года. Кабина была заимствована от амфибии ЗИЛ-135ЛМ. ЗИЛ-132А весит 4 тонны и имеет полный (6х6) привод. Коробка передач — механическая. Год выпуска — 1969, выпущено 1 экземпляр.

42. ЗИС-485 БАВ (большой автомобиль водоплавающий). Герметичный салон сварной корпус с откидным герметизируемым задним бортом установлен на лонжеронной раме. Ряд агрегатов (рулевое управление, трансмиссия, подвеска) заимствована у ЗИС-151 (позднее ЗИЛ-157). Колеса машины — односкатные, имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Движение машины на плаву осуществлялось за счет вращения трехлопастного гребного винта, приводимого от трансмиссии. За винтом устанавливался руль. В машине предусмотрены два насоса для откачки воды.

43. Самолет Ан-2. Появившись в первые годы после Великой Отечественной войны, этот многоцелевой самолет эксплуатируется до сих пор, а в Китае даже продолжается выпуск его лицензионных «клонов». Он был самым маленьким советским транспортным самолетом и в то же время самым большим бипланом. Конструктивная схема расчалочного биплана показала феноменальную живучесть каждой конкретной машины. Ан-2 способен планировать даже при заглохшем двигателе. Он может совершить посадку на неподготовленную площадку, вне специально оборудованной полосы без применения средств наземной навигации. Это не раз спасало и пассажиров и экипажи и грузы.

44. Его история началась еще до войны, когда не существовало еще никакого КБ Антонова, а простой инженер Ленинградского завода №23 Олег Константинович Антонов получил задание стать ведущим конструктором советского аналога немецкого самолета Fieseler Fi 156 Storch, который был призван заменить созданный еще в 20-х примитивный «кукурузник» По-2. Изначальный проект не был одобрен НИИ ВВС из-за низкой максимальной скорости самолета. Вскоре начавшаяся война вынудила отложить работы по этой теме.

45. Периодически по трансляции раздавался грозный женский голос, гласивший: «На самолет лазить — запрещено!». Но видимо это помогало на несколько минут и потом приходилось повторять по новой.

46. Колесный бульдозер БКТ — надежная и выносливая техника для тяжелой работы. Был введен в состав инженерных войск в начале 80-х гг. прошлого века и предназначался для проведения разного типа земляных работ. Данные машины включались в состав госрезерва — формированию инженерных войск на случай возможных военных конфликтов всегда уделялось особое внимание. Бульдозер БКТ с легкостью может осуществить целый ряд земельных работ: планировку площадок, отрывку и засыпку котлованов, оврагов, рвов, траншей, ям, расчистку дорог и площадок от снега и т.д. Использование в качестве базовой машины колесного тягача МАЗ-538 позволяет применять БКТ для транспортирования большегрузных прицепов.

47. 

48. Еще немного огромных пушек. На переднем плане 152-мм Гиацинт-Б, на заднем плане 130-мм М-46. (спасибо за информацию tri_tire_tochka)

49. Гаубица М-30 122-мм. Для поддержки действий стрелковых дивизий требовалась дивизионная артиллерия, способная в случае необходимости подавить вражеские батареи. На основе опыта Первой мировой войны в СССР в 30-е годы были созданы новые артсистемы повышенной дальности и точности стрельбы. В марте 1937 года на московском совещании представителей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. На фото Д-30А. Создана после войны. (спасибо за информацию )

50. Летательный аппарат ЭКИП. Амфибийный безаэродромный высокоэкономичный летательный аппарат нового типа получил название «ЭКИП», сокращенное от «экология» и «прогресс». Он разработан в 80-90-х годах ведущими отечественными отраслевыми предприятиями, что называется, всем миром: Саратовским авиационным заводом, Авиационным концерном «ЭКИП», НПП «Триумф», РКК «Энергия» им.С.П. Королёва, МКБ «Прогресс», НПО «Сатурн», Центральным аэрогидродинамическим институтом (ФГУП ЦАГИ) им. профессора Н. Е. Жуковского, НИИ «Геодезия» и другими предприятиями. После проведения комплекса теоретических и экспериментальных исследований были изготовлены натурные автоматически управляемые аппараты ЭКИП Л2-1 и ЭКИП Л2-2. В 2001 году проект был остановлен из-за отсутствия финансирования.

51. На парковке у музея расположились два танка Т-34.

Музей с интересной экспозицией, расположившейся на огромной территории, без сомнения стоит посетить, но для этого стоит запастись временем — дорога из Москвы занимает более двух часов. При подготовке поста использованы материалы с табличек и сайта музея. Если вы еще не видели первую часть — обязательно посмотрите. 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *