Государственный «Военно-технический музей». Часть 1.

Государственный 'Военно-технический' Часть 1

В 40 км от Москвы, на территории наукограда Черноголовка, в помещениях бывшего пионер-лагеря расположился военно-технический музей. Музей этот государственный. Его экспозиция объединяет образцы техники Советского Союза, Германии, Франции, США, Японии, других зарубежных стран и охватывает более чем 100-летний период. Единственный недостаток музея — ехать туда крайне неудобно: сначала от м. Выхино до Черноголовки, затем до с. Ивановское. При этом интервал автобусов до Ивановского один час.

1. ЗИС-5 с прожекторной установкой. Год выпуска 1938 — 1942. Во время ВОВ станция применялась для обнаружения и подсветки в ночное время самолетов для последующего уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии. Прожекторная станция состоит из автомашины — агрегата на шасси ЗИС и прожектора. Источником света прожектора являлась дуга высокоинтенсивного горения, которая питалась от генератора 20 кВт.

2. макет 23-мм спаренной зенитной установки ЗУ-23. Советская спаренная зенитная установка калибра 23 мм, состоящая из двух зенитных автоматов 2А13, созданных на базе авиационной пушки, ручные механические приводы наведения по вертикали и горизонтали, прицельная оптико-механическая система ЗАП-23, а также оптический прицел для борьбы с наземными целями. Принята на вооружение 22 марта 1960 г.

3. ГАЗ-21 «Волга» первой серии. Год выпуска 1956-1958. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев, а ведущим конструктором проекта был назначен А.М. Неврозов. Известно три серии автомобиля. Выпускавшиеся с 1956 по ноябрь 1958, получили название «первая серия». Их внешний вид отличался облицовкой радиатора, похожий на радиатор «Победы» — три хромированных толстых бруса. На центральном брусе была размещена пятиконечная звезда. До конца 1957 года машины выпускались с форсированным нижнеклапанным двигателем от «Победы». Сейчас первая серия — самый редкий из встречающихся в оригинале видов «ГАЗ-21».

4. В помещении музея как всегда свет оставляет желать лучшего. В интернете пишут, что за съемку со штатива просят ажно 1000 рублей, но думаю от такого перепада света и тени он бы все равно не помог.

5. Автомобиль ГАЗ-21И «Волга» с автоматической коробкой передач. Год производства 1957-1960. Первые подобные машины продавали заслуженным людям — летчикам, Героям Советского Союза, военным, артистам. Автоматическая коробка значительно упрощала управление автомобиля и снижала требования к квалификации водителя. Во-первых, в машине больше не было третьей педали — сцепления. Во-вторых, переключать передачи требовалось лишь при трогании с места, езды задним ходом, и в редких случаях — для включения понижающей передачи. Помимо АКПП автомобиль имел пару уникальных преимуществ: передний диван, раскладывающийся за пару минут в кровать площадью 2.7м. кв. и центральную систему смазки.

6. ГАЗ 24-01 «Волга» (такси). Год выпуска: 1975-1980. На протяжении 60-х годов конструкторы ГАЗа разрабатывали «Волгу» второго поколения, которая как и прежняя модель не имела иностранных прототипов. От базовой модели новая «Волга-такси» отличалась не только установленным под приборной панелью счетчиком ТАМ-Л1 и моющейся обивкой салона.

7. Гоночный автомобиль «АМ-01М» 1999 года. Автомобиль класса «Формула-Лада» (бывшая формула-1600).

8. Автомобиль-такси ВНИИТЭ. Экспериментальный автомобиль разработан во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики — учреждении неавтомобильного профиля, созданном в годы «оттепели» и занимавшемся вопросами промышленного дизайна. Инициатором проекта специального автомобиля-такси выступил известный советский конструктор, журналист, писатель и художник Юрий Долматовский. Непосредственно работы над прототипом возглавлял Ведущий конструктор Александр Ольшанецкий. Автомобиль обладал просторным и удобным для коротких поездок пассажирским салоном, в который можно было внести большое количество багажа. Правда, багаж размещался прямо в одном помещении с пассажирами. Следуя концепции зарубежных такси, Долматовский считал необходимым отделить кабину водителя перегородкой, а деньги пассажиры передавали через кассовый лоток в перегородке.

9. РАФ-977ДМ маршрутное такси. В конце 50-х годов по инициативе конструкторов Рижской автобусной фабрики РАФ и при поддержке института НАМИ было разработано семейство микроавтобусов РАФ на базе агрегатов «Волги». После освоения в Риге крупносерийного производства автобусов РАФ-977Д в 1962 году, их решили использовать в качестве маршрутного такси. Микроавтобус обладал целым набором бесспорных преимуществ перед прежними маршрутными такси ЗИС и ЗИМ. По габаритной длине и ширине он был не больше «Волги», но, благодаря укороченной базе, превосходил ее по маневренности. При этом он вмещал не 6-7 пассажиров, как ЗИС и ЗИМ, а 10-11. Расход топлива РАФа был немного больше, чем у «Волги» и значительно меньше, чем у ЗИМа. Полная унификация двигателя и узлов шасси ГАЗ-21 и РАФ-977 позволяла обслуживать и ремонтировать микроавтобусы в тех же ремонтных зонах парков, что и «Волги».

10. ЗИС-110 такси. Автомобиль представительского класса, разработанный во время Великой Отечественной войны, как и его довоенный предшественник ЗИС-101, поставлялся в таксопарки, хотя создавался в первую очередь для работы в качестве служебного или персонального транспортного средства. Считается, что по приказу руководства страны и лично И.В.Сталина этот автомобиль «скопирован» с американского «Паккарда-180» 1942 модельного года. Действительно он унаследовал от «Паккарда» конструктивные особенности двигателя и агрегатов шасси, а внешний декор художники-конструкторы ЗИСа умышленно выполнили похожим на указанную американскую модель. В реальности кузов полностью разработан на ЗИСе, изменен двигатель, в результате чего ни одна запчасть «Паккарда» не подходит к ЗИСу.

11. ГАЗ-А. Отечественный Ford собираемые в Нижнем Новгороде с 1932 года.

12. Автомобиль ГАЗ-69. Техническое задание на разработку легкого автомобиля повышенной проходимости, который должен был бы заменить ГАЗ-67Б, было выдано Горьковскому автозаводу примерно через год после окончания Великой Отечественной войны. Ведущим конструктором новой модели был назначен Григорий Моисеевич Вассерман. После ухода с ГАЗа на будущий Днепропетровский автозавод В.А. Грачева, Вассерман проявил себя в качестве Ведущего конструктора модели ГАЗ-67. Общую компоновку нового автомобиля Вассерман доверил Ф.А. Лепендину, а за проектирование кузова отвечал Б.Н. Панкратов. Машину проектировали под условным названием «Труженик», а индекс ей дали последний из «шестидесятых» газовских номеров, обозначавших внедорожные автомобили.

13. Автомобиль ГАЗ-67Б. Производство полноприводных автомобилей на Горьковском автозаводе стало возможным после того, как группа конструкторов во главе с В.А.Грачевым сумела скопировать у фирмы «Бендикс-Вейсс» необходимые для переднего ведущего моста шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), и на заводе было подготовлено все необходимое для их производства оборудование. Первая модель полноприводного автомобиля ГАЗ-61 с кузовом и рамой от ГАЗ-11-73, шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11 хотя и обладала выдающимися характеристиками проходимости, была признана слишком сложной и дорогой для массового использования на вооружении Красной армии. Она годилась только в качестве мелкосерийного «генеральского» автомобиля. Положение не спасала даже разработка практичного пикапа ГАЗ-61-417 с платформой от ГАЗ-М415 и открытой кабиной. Его «нишу» впоследствии занял поступавший по Ленд-Лизу из США Dodge WC51/WC52.

14. 

15. Опытная машина на воздушной подушке. Выпущено 1 ед, год выпуска 1987. Корпус из алюминиевых листов, кабина на два человека, двигатель от снегохода «Буран» расположен в передней части.

16. Автомобиль Москвич-407. В Советском Союзе 60-х годов семейство автомобилей, в которое входили базовые модели «Москвич-402», «Москвич-407», «Москвич-403» и их модификации было второй по массовости и популярности после «Волги» ГАЗ-21 легковой машиной. С самого начала 50-х годов конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей планировали заменить послевоенную серию моделей «Москвич-400/420» и «Москвич-401» более вместительным, мощным и комфортабельным автомобилем. Но основные конструкторские работы и испытания прототипов нового «Москвича» пришлись на 1953-1955 годы. Сотрудники Бюро общей компоновки и Бюро кузовов МЗМА Б.Д.Кирсанов, Л.И.Белкин, С.Н.Лобов, С.Д.Чуразов и их коллеги наметили основные параметры будущего автомобиля, создали несколько вариантов внешнего дизайна кузова. Однако для того, чтобы продумать все мелочи конструкции и технологии производства новой машины им понадобилась помощь более опытных коллег с ГАЗа. Работники МЗМА целыми группами человек по 50 ездили в командировки в Горький стажироваться на ГАЗе. В результате, силами конструкторско-экспериментальных отделов двух заводов к началу 1956 года был разработан «Москвич» второго поколения — практически полностью отечественный автомобиль.

17. Автомобиль Москвич-403. Эта модель Московского завода малолитражных автомобилей завершила серию базовых моделей с однотипными кузовами — «Москвич-402», «Москвич-407», «Москвич-403». С 1959 года основные силы инженеров, работавших в Отделе главного конструктора МЗМА, были направлены на разработку перспективной модели «Москвич-408». В 1961 году конструкторские работы по кузову нового «Москвича» были еще далеки от завершения, но конструктивные особенности и основные параметры некоторых узлов и агрегатов уже вполне определились.

18. Автомобиль Москвич-401. История создания первого «Москвича», аналогичного немецкому автомобилю Opel Kadett K38, долгие годы обрастала легендами и домыслами. Самая известная версия — будто после войны из Германии среди многочисленных трофеев, в СССР вывезли целый завод с полным комплектом чертежей, со всеми станками, и готовой моделью автомобиля. Главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов в своих воспоминаниях это отрицал: по его словам, не было ни чертежей, ни станков, машину действительно проектировали по образцу Opel, но делали это советские инженеры, а оснастку изготавливали отечественные предприятия, включая ЗИС и ГАЗ. Еще было много версий о частичном использовании на заводе МЗМА трофейного оборудования.

19. Автомобиль Москвич-400-420А кабриолет. Создавая семейство кузовов для будущего «Москвича», немецкие инженеры, работавшие после войны в советской оккупационной зоне в восточной Германии, предложили шесть различных типов кузова, но кабриолета среди них не было. Поэтому, открытый четырехдверный кузов можно считать первой оригинальной разработкой конструкторов КБ кузовов МЗМА. Официально он был представлен, как «автомобиль для южных районов страны». Неофициально — в условиях послевоенного дефицита стального проката кто-то решил сэкономить металл, заменив у легковых автомобилей обычную крышу на складной брезент. Одновременно с открытой модификацией «Москвича», на ГАЗе проектировали и осваивали аналогичный кузов на базе «Победы». В то же время на МЗМА пришли работать инженеры из Горького, например, один из ведущих конструкторов Бюро кузовов Л.И. Белкин, заведующий Бюро общей компоновки Б.Д. Кирсанов. Велика вероятность, что «Москвич»-кабриолет инженеры МЗМА создавали, активно обмениваясь идеями с коллегами и товарищами с ГАЗа.

20. 

21. 

22. 

23. Автомобиль Победа ГАЗ-М72. Идею создания внедорожного автомобиля с кузовом «Победы», более комфортабельного, чем ГАЗ-69, предложил в 1954 году сам Н.С.Хрущев. Прежде всего, такая машина должна была использоваться, как служебный транспорт секретарей сельских обкомов КПСС, председателей передовых колхозов. Интерес к проекту проявили и военные, заинтересовавшиеся комфортабельным «генеральским» автомобилем высокой проходимости. Неофициально такой автомобиль предназначался также для правительственных охотничьих хозяйств.

24. Автомобиль Победа ГАЗ-М20В. Имя этого автомобиля не просто отразило Великую Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, эта модель стала настоящей победой — прорывом в советском автомобилестроении, и по ряду конструктивных решений она сумела на годы опередить близкие по размерам модели многих ведущих иностранных фирм.

25. Автомобиль Horch 830R. Год выпуска 1933-1940.

26. Автомобиль Stoewer R200. История автомобилестроительной фирмы Stoewer из восточногерманского города Штеттин типична для немецкой автомобильной промышленности. В конце XIX века братья Штёвер, Эмиль и Бернгард, на своем заводе выпускали велосипеды, пишущие машинки и станки. Накануне смены столетий это предприятие начало изготавливать самобеглые экипажи с двигателем популярнейшей в Европе начала ХХ века французской фирмы De Dion. В первое десятилетие века автомобили Stoewer развивались типичным для тогдашнего европейского автомобилестроения путем, получив сначала классическую компоновку с расположенным впереди мотором, затем четырех- и шестицилиндровые двигатели, карданную передачу вместо цепной. Постепенно к легковым машинам добавились грузовики, автобусы, спортивные машины. Фирма благополучно пережила Первую мировую войну, а к концу 20-х годов освоила производство огромных и дорогих лимузинов высшего класса. Одна из моделей Stoewer Repraesentant вошла в историю, как самый длинный из серийных немецких легковых автомобилей — габаритная длина достигала 5,82 м. В результате экономического кризиса начала 30-х Бернгарду Штёверу пришлось вернуться к выпуску недорогих четырехцилиндровых автомобилей. Зато примененные в них технические решения можно считать новаторскими для того времени: независимая подвеска всех колес, реечное рулевое управление, централизованная смазка узлов шасси. В 1934 году Stoewer даже выпустил переднеприводный автомобиль.

27. 

28. 

29. Horch 830 BL Sedan Cabriolet. Экономический кризис начала 30-х для Германии завершился приходом к власти нацистов, а для фирмы Horch он ознаменовался тремя значимыми событиями. Во-первых, в 1932 году эта компания стала частью автомобилестроительного концерна Auto Union, в которую помимо Horch вошли Audi, Wanderer и DKW. Во-вторых, в совет директоров фирмы Horch вернулся постаревший Август Хорьх. В-третьих, на главном в Германии Берлинском автосалоне в 1933 году появилась новая серия моделей Horch 830, ставшая первым в Европе автомобилем с V-образным 8-цилиндровым двигателем.

30. Horch 830 BL Pulman Limousine. Август Хорьх по праву считается одним из самых знаменитых автомобильных магнатов Германии. Он основал свое автомобилестроительное предприятие на рубеже XIX-XX веков, когда открыл подряд три автозавода: сначала в окрестностях Кельна, затем в восточных землях Саксонии — в Райхенбахе и Цвиккау. Именно завод в Цвиккау стал впоследствии основным производителем автомобилей марки Horch. Однако, в 1909 году из-за конфликта с акционерами, Август Хорьх был вынужден уйти со своей фирмы. Но вскоре он основал новое предприятие в том же Цвиккау, названное Audi — этот бренд был переводом с немецкого на латынь слова «Хорьх» — «слушать».

31. Volkswagen type 82.

32. Мотоцикл BMW R35. Год производства 1937-1955. Выпущено 50000 единиц.

33. Макет 100-мм полевой пушки БС-3. Год выпуска 1944-1951, выпущено 3816 ед.

34. Во втором павильоне со светом дела обстояли куда как лучше, однако к неудобствам добавилась армия голодных комаров.

35. 

36. Чайка ГАЗ-14. На рубеже 50-60-х годов едва начиналось производство новой модели автомобиля, конструкторы всех советских легковых автозаводов принимались за разработку модели следующего поколения — той, которая через несколько лет должна придти на смену сегодняшней новинке. Когда в 1959 году Горьком освоили выпуск «Чайки» ГАЗ-13, работники Бюро кузовов КЭО ГАЗ занялись проектом ее модернизации. Художник-конструктор Лев Еремеев, создатель внешнего облика ГАЗ-21, ГАЗ-13, ЗИЛ-111 предложил проект обновленного кузова «Чайки» с модными в 60-х четырьмя фарами. По макету Еремеева в Экспериментальном цехе был изготовлен ходовой образец модернизированной «Чайки» ГАЗ-13М. Но вскоре правительство Н.С. Хрущева занялось сомнительной «борьбой с привилегиями», и производство автомобилей «Чайка» на ГАЗе было вообще остановлено. Это поставило крест на ГАЗ-13М.

37. Чайка ГАЗ-13. В средине 50-х годов конструкторы Отдела легковых автомобилей КЭО ГАЗ завершили разработку автомобиля «Волга», который пришел на смену «Победе», и вплотную занялись новым автомобилем представительского класса, будущим наследником ЗИМа ГАЗ-12. В то время в легковом КБ ГАЗа уже сформировался коллектив конструкторов, которым мы обязаны обликом целого ряда горьковских автомобилей. Возглавлял отдел Н.А. Юшманов, в недавнем прошлом ведущий конструктор ЗИМа. В работе над новой моделью, получившей по порядку номер ГАЗ-13, принимали участие такие известные конструкторы, как В.С. Соловьев, Г.А. Пономарев, В.В. Гнетнев, П.Э. Сыркин, О.И. Пелюшенок, М. Мокеев, Б. Греков, Л.Д.Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л.Э. Дуарте.

38. Еще одна чайка цвета «Беж». Кстати экспонаты находятся в бывшей столовой пионер-лагеря.

39. 

40. HARLEY-DAVIDSON WLA-42. Этот тяжелый мотоцикл выпускался в1936-1947 годах. В годы войны основной продукцией компании Харлей-Давидсон стал армейский мотоцикл WLA 42. Эта модель отличалась необычной конструкцией передней вилки и оригинальным расположением органов управления. Например, правую руку мотоциклиста оставили свободной, чтобы ему было удобнее стрелять прямо во время движения. Мотоцикл Harley Davidson WLA 42 отличался долговечностью, высоким качеством проработки отдельных деталей и узлов, был неприхотлив в обслуживании.

41. Dodge WC 63. Внешне трехосные Dodge WC62 и Dodge WC63 с колесной формулой 6х6 отличались от своих четырехколесных собратьев Dodge WC51 и Dodge WC52 (4х4) только увеличенной габаритной длиной и наличием третьего ведущего моста. На самом деле в семействе полноприводных военных автомобилей Dodge образца 1941 года они стояли особняком, выделяясь таким важным параметром, как грузоподъемность и наличием в трансмиссии нескольких оригинальных узлов.

42. 

43. Dodge WC 10. Специализированный штабной автомобиль с удлиненной базой и закрытой кузовом. Выпускались в различной комплектации, один из вариантов оснащения предполагал наличие радиостанции с 12-ти вольтовой электросистемой. Млжедб WC-10 поставлялась в СССР по программе ленд-лиза.

44. Перемещаться от корпуса к корпусу помогают расставленные таблички с указанием направления маршрута.

45. Макет 122-мм гаубицы образца 1910/30 года.

46. 

47. Катер посыльного ЯМБ «Москва». Год производства 1934 года, выпущено 2 экземпляра. Катер «Москва» не был боевым кораблем, носителем вооружения, но он построен по заказу военных. Это — «адмиральский» комфортабельный пассажирский катер представительского класса, много лет стоявший на вооружении в СССР, а затем, в России.

48. Напротив третьего корпуса выставляется крупногабаритная техника ЗИЛ. К ней вернемся во второй части.

49. Аэросани Ка-30. Аэросани — механическое транспортное средство, не оснащенное трансмиссией. Оно движется за счет толкающего воздушного винта, приводимого двигателем внутреннего сгорания. Проще говоря, расположенный сзади винт, вращаясь, заставляет сани скользить на лыжах по снегу или на поплавках по воде. Обычно на аэросанях используются авиационные моторы и винты.

50. 

51. Самоходный зенитный пушечно-ракетный комплекс 2С6 Тунгуска. 2С6 «Тунгуска» — советский и российский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК), разработанный Тульским КБ Приборостроения. Название получил от притока Амура — реки Тунгуски. Корпус и башня машины изготовлены из цельносварной брони и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. ЗСУ 2С6 смонтирована на шасси многоцелевого гусеничного тяжелого транспортера МТ-Т. Во второй половине 1990-х годов была разработана модифицированная версия, получившая обозначение «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение вооружённых сил Российской Федерации в 2003 году. Производство ЗРПК 2С6М Тунгуска продолжается. Машины этого типа состоят на вооружении армий России и Индии.

52. Колесный пахотный трактор СТЗ-15/30, иногда обозначаемый также, как СТЗ-1, стал первым отечественным трактором, выпускавшимся массово на конвейере. Его появление можно считать таким же важным событием в истории индустриализации страны, как освоение производства автомобилей ГАЗ на Горьковском автозаводе.

53. Средний легковой командирский автомобиль, повышенной проходимости Horch 901. Выпускался с 1937 по 1944 год. Выпущено 14911 единиц.

Продолжениебудет! При подготовке поста использована информация с табличек и сайта музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *