Немного лета в усадьбе «Архангельское».

Немного лета в усадьбе "Архангельское".

Пока вместо музея — усадьбы не построили гостинницы и супермаркеты стоит посетить это замечательное место. Лучше конечно посетить «живьем», но если такой возможности по каким-то причинам нет заходите под кат 🙂

1. Прежде Архангельское носило название Уполозье, по фамилии одного из владельцев — Алексея Ивановича Уполоцкого, известное с 1537 года. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нем деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские. С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому. С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных. В 2003 году во время реставрационных работ под фундаментом дворца была найдена закладная доска, гласящая, что князь Николай Алексеевич Голицын начал его строительство в 1784 году.

2. Большой дворец. Проект дворца был выполнен по заказу князя Н.Голицына французским архитектором Шарлем де Герном в 1780 г. Осуществленный в 1786 — 1790 гг.. под руководством русских мастеров вариант здания несколько отличен от проекта.

3. В 1820 году усадьба пострадала от пожара. При восстановлении академиком комнатной живописи Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.

4. Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время ее посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский. Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.

5. Отделка интерьеров, роспись фасадов и сооружение колоннад, оформляющих парадный двор, осуществлены после покупки имения князем Н.Юсуповым в 1809 г. Тогда же над вторым этажом здания был выстроен бельведер, придающий дворцу в Архангельском неповторимый облик.

6. В 1901 году архитектором П. В. Харко был проведён ремонт и реставрация отдельных помещений главного усадебного дома. В 1919 году усадьба была превращена в историко-художественный музей.

7. Позднее, в 1934—1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), несколько изменившие вид на долину Москвы-реки. С 1945 года по середину 1980-х годов на территории усадьбы находилась база спортклуба ЦСКА, в частности, футбольной и хоккейной команд.

8. 

9. Первый корпус санатория «Архангельское».

10. В 1934–37 гг. на месте Лимонной и Орхидейной оранжерей XVIII века, располагавшихся у южной границы усадьбы, выстроены корпуса санатория в стиле, имитирующем первую четверть XIX в.

11. Второй корпус санатория «Архангельское».

12. 

13. 

14. Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Скульптура сопровождает человека, идущего по ступеням: бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории Частей Света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные «египетские» гермы словно охраняют вход в Грот со статуей Венеры Медицейской внутри.

15. 

16. Каменная арка-руина.

17. Арочный тоннель, начинающийся каменной аркой — галерея-берсо.

18. Мемориальная колонна в честь императора Александра III возведена в память о его визите в усадьбу.

19. 

20. 

21. Арочные тоннели, окруженные липами галереи-берсо.

22. Где-то там в глубине лесов, вид на которые открывается с терассы музея «Архангельское», располагается госдача «Барвиха-4».

23. Старица реки Москвы. Место очень живописное.

24. 

25. 

26. Мостик и Ротонда. Количество фотосессий на квадратный метр в этом месте зашкаливает.

27. 

28. 

29. Вид из окон второго корпуса санатория.

30. Малый дворец «Каприз» построен в конце XVIII в., первоначально был отдельным парковым павильоном. Сперва это было одноэтажное строение. В 1818 — 1819 годах над центральной частью здания был надстроен еще один этаж. Комнаты «Каприза» были роскошно декорированы, здесь висело много картин. В 1830-х годах этот уединенный дворец был превращен в обычные жилые помещения.

31. Ротонда, носящая название «Чайный домик», являлась центральной частью библиотеки, построенной в 1780–90 гг. по проекту архитектора Ф. Петтонди. Здание было соединено с малым дворцом «Каприз». В 1829 г. горело, в результате чего погибли его боковые крылья. Фасады центральной части вновь отделаны архитектором В. Дрегаловым в стиле позднего классицизма.

32. Памятник архитектуры начала XIX в. Построен в 1822-1823 гг. по проекту архитектора Тюрина на месте двухэтажного флигеля конца XVIII в. Новый флигель первоначально имел башню высотой 18 м. Конторский флигель являлся центром хозяйственной жизни Архангельского. Здесь располагалось ведомство управляющего имением: контора получала распоряжения из московской канцелярии и давала указания по всем работам в имении; писари оформляли приходо-расходные книги, документы по строительству и уходу за парком, работе фабрики по пряже козьего пуха и мастерских по росписи фарфора и огранке хрустальной посуды… Убранство интерьеров утрачено. Теперь в помещении флигеля — экспозиции и выставки из фондов музея-усадьбы.

33. У дороги, идущей от Святых ворот к Липовой аллее, стоит Домик для приезжающих — одноэтажное деревянное здание с мезонином, в котором могли останавливаться приезжавшие в усадьбу архитекторы, мастера по производству фарфора, живописцы, расписывавшие Большой дом. Единственное здание, оставшееся от комплекса хозяйственных построек, носивших общее название «Житный двор», на месте которого ныне стоит храм-усыпальница. Флигель — пример скромного усадебного строения, интересного псевдоготическими элементами, введенными в ампирный в целом облик здания.

34. Храм-усыпальница «Колоннада». Здание усыпальницы — наиболее позднее сооружение на территории усадьбы (1909-16 гг.). Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад создано по проекту архитекторов Р. Клейна и Г.В. Бархина. Воздвигнутое как храм-усыпальница вскоре после гибели на дуэли князя Н. Юсупова, здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал , перекрытый высоким куполом.

35. Лепка и ярко-синие с золотом росписи выполнены под руководством художника И. Нивинского. Здание является композиционной доминантой восточной части усадьбы. Благодаря высокому цоколю храм приподнят над поверхностью земли и устремлен ввысь: лестничные всходы ведут к портику, мощные вертикали колонн поднимаются к фронтону, купол на массивном барабане победоносно венчает здание. Закруглённые сквозные колоннады образуют площадку, напоминающую парадный зал в окружении деревьев.

36. Зажрались в этой вашей Москве 😀

37. Сооружение впечатляющих размеров без опознавательных надписей. Кроме всего прочего удивительно своим местонахождением. На современных усадебных картах обозначается лаконичным «Обелиск» или же не обозначается вовсе. Внешним видом напоминает надгробные обелиски.

38. Каменная кладовая над оврагом. Двухэтажное здание кладовой включает арочный проем над дорогой по дну оврага в пейзажной части парка Архангельское. Здание датируется концом XVIII в. В 1816 г. над центром сооружения была выстроена деревянная башня. В 1824 г. здание перестроено О. Бове. В наши дни в этом здании расположен лекционный зал, проходят научные конференции, концерты, выставки.

39. 

40. Храм Архангела Михаила в Архангельском. Каменный двустолпный храм Михаила Архангела построен в 1660-е гг. на месте деревянной церкви XVI в., возможно, архитектором князей Черкасских и Одоевских Павлом Потехиным. В XVII в. церковь служила центром усадьбы. Вблизи от нее располагался боярский двор, службы и несколько крестьянских дворов.

41. Незаростающая тропа к табличке «пожалуйста не ходите по гозонам». Умом Россию не понять!

42. А по одной из таких тропинок можно дойти до музея техники Вадима Задорожного.

На этом пока все. В следующий раз, наверное, расскажу о Покровском военно-историческом фестевале. А сейчас спасибо за внимание 🙂

P.S.
Часть текста была взята из открытых источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *