Уже почти год на Поклонной горе работает выставка ретро военной техники, созданная совместными усилиями сотрудников Центрального музея Великой Отечественной войны и коллекционером-реставратором Вячеславом Леном. Музей небольшой, на его детальный осмотр уйдет от силы минут сорок, но собранные в нем экспонаты (на мой сугубо дилетантский взгляд) по своему уникальны. Некоторые из них принимали участие в ОГИС, а некоторые я никогда раньше и не видел. Судя по тому, что в выходной день я изучал ретро-технику в гордом одиночестве, похоже о существовании музея знают не многие, а может наоборот — я последний кто о его существовании не знал :). В любом случае предлагаю прогуляться по этом замечательному месту.
1. Зенитная самоходная установка М16 Multiple Gun Motor Carriage разработана в США 1942-1943 годах. M16 стали наиболее многочисленным типом ЗСУ США во Второй мировой войне и активно использовались ими как на европейском, так и на тихоокеанском театрах военных действий. Все выпущенные M17 (модификация М16) были по программе ленд-лиза переданы СССР, где они стали основным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей. В послевоенный период M16 использовались войсками США в Корейской войне и оставались на вооружении вплоть до 1958 года.
2. Грузовой автомобиль GMC CCKW-353 — трехосный 2.5 тонный армейский грузовик 1940 года. В СССР поставлялся по ленд-лизу. В интернетах пишут, что на пост совествком пространстве данный автомобиль является редкостью. Некоторые пишут, что их у нас и вовсе нет.
3. Военный Харлей-Девидсон, совсем как в музее Задорожного.
4. Без экзотики выставка не обошлась. Канадский бронетранспортер Chevrolet C15TA 1943 года производства GMС of Canada. Это была не первая разработка на шасси полноприводного грузовика Chevrolet C15A: в 1942 году в серию была запущена разведывательная бронемашина Otter. В том же 1943 году бронетранспортер, получивший обозначение Chevrolet C15TA, был запущен в серию, корпуса для него производила Hamilton Bridge Company. По идеологии бронемашина повторяла американский M3A1 Scout Car. С 1943 по 1944 годы было выпущено 3961 машин данного типа. Chevrolet C15TA активно применялся на Западном фронте в 1944-45 годах, благодаря удачной конструкции военная карьера для него продолжилась и в послевоенные годы. В качестве бронетранспортера он применялся голландской, бельгийской, норвежской и датской армиями, в последней машина получила обозначение M6 Mosegris (водяная полевка). Эксплуатация Chevrolet C15TA продолжалась вплоть до конца 60-х годов.
5. Бронеавтомобиль M3A1 Scout Car. В 1937 году компания White Motor Co. начала разработку разведывательного бронеавтомобиля, который должен был заменить модель M2 Scout Car. Первые 64 бронемашины нового типа были выпущены по заказу кавалерии. По сравнению с предшественником, новая модель получила сварной корпус и удлиненное шасси. 3340 M3A1 Scout Car было поставлены в СССР по программе ленд-лиза, в Красной Армии их применяли для разведки и как бронетранспортеры.
6. Английский грузовой автомобиль Morris Commercial C4 в несколько странном виде.
7. Грузовой автомобиль Dodge WC 63 США. История создания машин семейства T223 (G507) для американской автомобильной промышленности нетривиальна. Появившись одновременно с легким грузовиком T214 (G502) грузоподъемностью 3/4 тонны, T223 по сути являлся удлиненной версией данной машины. Передняя часть осталась неизменной, зато задняя была переделана полностью. Машина стала трехосной, а грузоподъемность увеличилась до 1,5 тонн. Автомобили выпускались в двух версиях — WC-62 и WC-63, последняя отличалась установкой в переднем бампере лебедки Braden. Как и машины семейства T214, T223 создавались для использования в качестве артиллерийских тягачей. Основной их задачей стала перевозка 57-мм противотанковых пушек M1, а также легких 105-мм гаубиц M3.
8. А здесь умничать не получится — табличек под данным экспонатом не было 🙂
9.
10.
11. Кроме военной техники на выставке представлены и различные предметы и документы. Как вот, например, «Памятка водителю грузового автомобиля «Остин»». Интересное сочетание 🙂
12. Английский эвакуатор Scammell Pioneer SV/2S. D 1938 году компания Scammell Lorries Limited по заказу английского Военного Министерства разработала семейство тяжелых грузовых автомобилей Pioneer. В семейство входили артиллерийский тягач R100, танковозы TRMU 20, а также эвакуаторы SV/1S. Первыми в войска пошли артиллерийские тягачи R100, эвакуаторы и танковозы начали производить почти год спустя. По мере роста массы танков возникла потребность в более мощных машинах, результатом модернизации стали танковозы TRMU 30 и эвакуаторы SV/2S. Небольшое количество SV/2S было поставлено в СССР по программе взаимопомощи, где они применялись для эвакуации танков.
13.
14. Французский грузовой автомобиль Laffly S20TL VDP. В начале 1937 года командование французской кавалерии устроило тендер на поставку в моторизованные дивизии драгунов грузовиков для перевозки личного состава. Победителем стала фирма Laffly и ее грузовой автомобиль Laffly S20TL. Базовой моделью стала S20TL VDP, машина рассчитанная на перевозку 10 человек и их вооружения, включая 2 пулемета. Также возможно перевозить 60-мм миномет, при этом экипаж сокращался до 7-ми человек. Помимо этого, предусматривалась перевозка 25-мм противотанковых пушек. К началу Второй мировой войны на вооружении французской кавалерии находилось 400 таких автомобилей.
15. Willys MB US Army. В июле 1941 года Управление Вооружений американской армии заказало фирмам Ford Motor Co. и Willys-Overland улучшенные модели легких армейских полноприводных машин. В то время, как Ford работал над улучшенной версией прототипа Pygmy, Willys развивал модель MA (Military, модель A). Производство новой модели, Willys MB, началось в ноябре 1941 года. По сравнению с предыдущей моделью была серьезно переработана передняя часть машины, снижен вес, заменен двигатель. К тому времени Ford Motor Co. выпустила установочную партию Ford GP (буква G означала «Governement», P — колесную базу в 80 дюймов). Еще до старта производства Willys MB Ford приобрел лицензию на производства модели, которая известна как Ford GPW (W означала лицензию Willys-Overland). Первые 25 тысяч Willys MB имели фальшрадиаторную решетку, сваренную из стальных пластин. С марта 1942 года пошла версия, которую иногда называют Willys MB-2. Главным ее отличием стала штампованная фальшрадиаторная решетка. Окончательно облик Willys MB сформировался в августе 1942 года, когда на левом крыле появилась фара с защитным ограждением.
16. А это чудовище похоже на Fiat-spa t. 37 1942 года, который можно было лицезреть на весенней ОГИС 2012.
17. Но табличек под ним не было, за точность опознания пациента не ручаюсь =)
18. Dodge WC-57 Command Car. Командирский вариант легендарного джипа «Додж-три четверти». Своему столь необычному прозвищу этот автомобиль был обязан своей способности перевозить 3/4 тонны груза с достаточно приличной скоростью в 86 км/ч по шоссе. Аббревиатура WC расшифровывается как Weapon Carriers – «носитель оружия». C 1942 года различные модификации Dodge 3/4 поставлялись в СССР по Ленд-Лизу.
19. Большинство «Доджей» – грузопассажирские варианты, но выпускались также и санитарные и штабные машины, а также представленный командирско-разведывательный вариант WC57. Командирский «Додж» использовался на дорогах второй мировой как союзными (Эйзенхауэр, Монтгомери), так и советскими (Жуков, Конев, Рокоссовский) военачальниками. Представленный командирский Dodge WC57 Command Car примечателен тем, что на нем возили маршала Жукова во время его визита в союзническую французскую оккупационную зону Германии.
20. Легковой автомобиль ЗИС-115 советский бронированный автомобиль высшего класса. Был выпущен ограниченной серией в конце 1940-х годов на автомобильном заводе имени Сталина на базе ЗИС-110. Предназначался для высших руководителей СССР — членов Президиума ЦК ВКП(б). Один из автомобилей ЗиС-115 использовался Иосифом Сталиным.
21. Советский легковой автомобиль ГАЗ М1 — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год. В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, сыграл немалую роль в военные годы, так как являлся одной из наиболее распространённых моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко.
22. За основу был взят популярный американский автомобиль Ford Model B образца 1934 года (кузов 40A) с рядным четырёхцилиндровым мотором (он же — выпускавшийся в Германии Ford Rheinland). Документация по автомобилю была передана ГАЗ-у американской стороной по условиям договора. «Фордом» также выпускался автомобиль с тем же кузовом, но оснащённый двигателем V8, называвшийся Ford Model 18 (цифра «1» означала «первая модель», «8» — число цилиндров). Но за основу советской конструкции была взята не эта модель, а именно четырёхцилиндровый Ford B, который не следует путать с аналогично выглядевшим восьмицилиндровым Model 18.
23. Пропуск на легковую автомашину на право проезда по военно автомобильным дорогам без предъявления документов для проверки.
24. А это ретро права.
25. Планшетка и мануал на автомобиль Газ-АА и Газ-ААА.
26.
27. Что делали на этой печатной машинке я не знаю, циферки рядом с экспонатами были, а их расшифровку я не нашел.
28.
29.
30. Легендарная советская «полуторка» — Газ ММ-В — упрощённая модификация ГАЗ-ММ военного времени (индекс ММ-В неофициальный, индекс ММ-13 применялся на фронте), различают два типа кабин ММ-В: образца 1942—1943 гг. с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей и образца 1944 года с деревянной облицовкой и дверями, соответственно, на грузовике 42-го года крылья были выполнены путём гибки из низкосортного (кровельного) железа. Глушитель, бампера и передние тормоза отсутствовали. Фара и дворник устанавливалась только со стороны водителя. Платформа оснащалась только задним откидываемым бортом. Производился ГАЗ-ММ-В до 1947 г. на ГАЗе, а в 1947—1950 гг. — на УАЗе. По некоторым данным выпуск полуторки продолжался до 1956 г.
31. Что-то неопределенно старинное 🙂
32.
33. Laffly/Licorne V15T. Семейство легких грузовых автомобилей Laffly V15 было представлено в 1938 году. В линейке автомобилей фирмы из города Асньер эти машины открывали модельный ряд, легче был лишь не успевший пойти в серию Laffly V10M. Было предусмотрено две версии машины — V15R (V15 Reconnaissance) и V15T (V15 Tracteur), отличались они друг от друга кузовами. Laffly V15T создавался как артиллерийский тягач, основными объектами для перевозки предусматривались 25-мм противотанковые пушки Hotchkiss SA-L Mle.34 и APX SA-L Mle.37. Подобно другим машинам фирмы Laffly, семейство V15T отличалось нетривиальной конструкцией шасси. За коробкой передач была предусмотрена раздаточная коробка с одним блокирующим дифференциалом, из которой к каждому колесу тянулся карданный вал. Конечно, конструкция получилась далеко не простой, но при этом удалось сделать низкое шасси. Также машина снабжалась визитной карточкой Laffly — маленькими перекатными колесами в носовой части и под днищем, что улучшало проходимость. В качестве силовой установки использовался 4-циллиндровый двигатель Hotchkiss объемом 2,3 литра и мощностью 55 л.с. Основным заказчиком Laffly V15T являлась кавалерия, для которой легкие гусеничные тягачи Renault UE были недостаточно мобильными.
34. Санитарный автомобиль Газ-55 производства СССР. Базируется на шасси грузовика ГАЗ-ММ. В течение 1938—1950 гг. на автобусном производстве ГАЗа (с 1946 — ГЗА) было произведено 12044 санитарных автомобиля ГАЗ-55. Накопленный в РККА к середине 30-х опыт эксплуатации грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 выявил их полную непригодность для вывоза с поля боя раненных, особенно в тяжелой форме. Поэтому к 1938 году на ГАЗе под руководством конструктора Ю.Н. Сорочкина, была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля. Его задняя ось была подвешена на более мягких удлиненных рессорах и четырех гидроамортизаторах рычажного типа. Машина получила индекс ГАЗ-55 (армейский индекс М-55).
35. В её салоне можно было перевозить либо четырех лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева и смонтирована система вентиляции, задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке. Серийное производство было организовано в 1938 году на Горьковском автосборочном заводе (с 1940 года — автобусный филиал ГАЗа). В 1942 году конструкцию машины значительно упростили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а также как на ГАЗ-ММ-В гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. На ГАЗ-55 выпуска 1943 года устанавливалась только левая фара, передние тормоза отсутствовали.
36. Крайне интересная штукенция — советская электротанкетка — торпеда ЭТ-1-627. По просту радиоуправляемая мина. Управление осуществлялось по проводам. На ней размещался 100 кг ящик взрывчатки и отправлялся к немцам. Такое же чудо электротехники, как это, но немецкое было выставлено, на осенней ОГИС 2012.
37. Т-20 «Комсомо́лец» — советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач межвоенного периода. Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. Иногда вместо них применяли танкетку Т-27. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях с Японией у озера Хасан в 1938, у реки Халхин-Гол в 1939, в советско-финской и Великой Отечественной войне.
38. Водитель не успел предъявить свой аусвайс и влетел в стену 🙂
39. Для антуражу был подвешен и маленький немецкий самолетик.
40. Немецкая самоходка 10,5 cm leFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S.(f) Alkett. После окончания весенней кампании 1940 года немецкие войска захватили более трех сотен машин семейства Lorraine 37L. Первоначально их применяли как артиллерийские тягачи, вместе с тем, компоновка машины позволяла создавать на ее базе артиллерийские установки. Работы по созданию САУ на базе Lorraine-Schlepper 37L(f) начались 26 мая 1942 года, основную нагрузка на разработку и серийный выпуск машин взяла на себя Baukommando Becker, предприятие, которым руководил майор Альфред Беккер. Предусматривалось создание 40 САУ 15 cm sFH 13/1 (Sf) auf Geschutzwagen Lr.S. (f), SdKfz 135, вооруженных 150-мм гаубицей sFH 13, 60 САУ 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschutzwagen Lr.S. (f), вооруженных 105-мм 105-мм гаубицей leFH 18, а также 40 истребителей танков 7,5 cm Pak 40 auf Selbstfahrlafette auf Lr.S. (f), Sd.Kfz.135, оснащенных 75-мм противотанковой пушкой Pak 40. В итоге основной заказ пришелся на истребители танков и САУ со 150-мм гаубицей, что же касается САУ со 105-мм гаубицей leFH 18, то заказ сократили до 24 машин. 12 самоходок построили на фирме Alkett, еще 12 САУ построила Baukommando Becker, машины разных фирм отличались рубками. Все самоходные установки данного типа свели в 155 самоходный артиллерийский полк. Летом 1944 года полк в составе 21 танковой дивизии воевал в Нормандии.
41. Пожарный автомобиль Opel Blitz 3,6-6700A TLF 15 для обслуживания аэродромов.
42.
43. Этого немецкого монстра по имени Einheits Diesel, тоже можно было рассмотреть на крайней ОГИС.
44.
45. Немецкие мануалы на технику.
46.
47. А выход охраняет вот такой советский бронеавтомобиль БА-64Б.
Выставка маленькая, но крайне интересная — если есть несколько часов свободного времени — крайне рекомендую заглянуть — жалеть не придется. В следующий раз расскажу еще чего-нибудь интересное, а пока спасибо за внимание 🙂